Муниципальный контроль за жилищным фондом планируют упразднить | Новости: ГАРАНТ
Проверки жилых домов хотят объединить под региональным управлением. Сейчас, если в доме есть хотя бы одна муниципальная квартира, управляющая организация сталкивается с тремя видами проверок: муниципальным жилищным контролем (МЖК), региональным государственным жилищным надзором (ГЖН) и лицензионным контролем (ЛК). Все три инстанции оценивают одни и те же действия: соблюдение правил содержания общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг и исполнение условий договора управления.
Внесенный в Госдуму законопроект1 призван изменить эту ситуацию. Авторы поправок приводят примеры регионов, уже перешедших на региональную модель (например, Воронежская и Тюменская области), их опыт подтверждает ее работоспособность. Законопроект сохраняет возможность передачи отдельных полномочий местным органам, но основная нагрузка ложится на региональные структуры. Это упростит контрольную деятельность, сократит дублирование и повысит защиту прав собственников жилья.
Правоприменительная практика показала, что границы полномочий МЖК и ЛК неясны. Некоторые суды признавали незаконными проверки муниципальных органов по вопросам, уже входящим в лицензионный контроль, другие – наоборот. Эта неопределенность затрудняет работу как контролирующих органов, так и граждан, обращающихся с жалобами.
Кроме того, муниципальные контролеры не могут применять административные меры к нарушителям. Например, они не вправе составлять протоколы по статьям КоАП, связанным с нарушением правил содержания жилья или предоставления услуг. Такие полномочия есть только у региональных органов ГЖН. В результате муниципалитеты вынуждены передавать материалы нарушений в другие инстанции, что замедляет процесс.
Исторически ГЖН охватывал все виды жилья, включая муниципальное. Лишь с 2021 года муниципальный фонд исключен из его зоны ответственности. Однако за прошедшие годы МЖК не стал самостоятельной эффективной системой. Доля муниципального жилья в стране сократилась с 10% в 2010 году до 3,5% в 2024-м, что делает централизацию полномочий более обоснованной.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 958050-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.